Алексей Бардуков и Кристина Бабушкина в фильме "Бой местного значения"
Эти тихие
российские деревни в глуши вызывают некое чувство умиления и искренней
симпатии. Высоченные ели, почерневшие избы. Дед в разухабистой шапке-ушанке,
что тащит за собой упирающуюся корову.И
повсюду – белый-белый снег, который запросто можно кидать для охлаждения в
стакан с самогоном. И пить. Именно такой тихий и морозный антураж выбрал
режиссер Алексей Козлов для своего фильма «Бой местного значения».
Действительно, все
действие картины разворачивается на ограниченном участке советской территории в
последний день 1943 года и 1-го января 1944-го. А процентов 90 – так и вовсе в
рамках одной деревни. И название - то у нее смешное – Лютики. Отрезанная от
больших дорог, Лютики - такая жуткая глухомань, что за, почитай, два с половиной
года войны немцев тут и не видали. Да и население невелико – дед, пяток старух
да племянница деда. Тишь, да благодать. Здесь бы, в деревне Лютики только
лютики и собирать, в баньке париться, да в речку голым сигать.
Пару слов, о чем
картина «Бой местного значения». Группа советских солдат во главе с «зеленым»
еще лейтенантом следуют согласно приказу в заданную точку, а по дороге заглядывают
для ночевки в деревню Лютики . Но по пути они обнаруживают железнодорожный
мост, который никем не охраняется из наших солдат. А Красная Армия идет в
наступление, и мост этот стратегически важен. Ну да, российское разгильдяйство.
Но ведь через данный мост наши могут
перебрасывать подкрепление атакующим красным частям, а немцам это ох как не
нужно! И на уничтожение объекта высылается группа около двадцати человек. Диверсантов.
Отборные бойцы СС. Прекрасно экипированы и вооружены. Несут мины, чтобы
взорвать мост. Но наши просторы и для них – темный лес. Тренированные фрицы
плутают, сбиваются с пути и, в конце концов, оказываются в Лютиках, где
гульбанили накануне наши бойцы в количестве пяти человек…
Командир нашей
группы Андрей - младший лейтенант. Его сыграл Алексей Бардуков. Этот парень
знаком нам по знаковому проекту «Диверсант» и «Диверсант-2». Если там мы видели
Бардукова стремительного, гибкого, даже акробатичного, то в фильме «Бой
местного значения» Алексей несколько иной. Мне даже показалось - заторможенный.
Здесь он пытается быть крутым начальником своим солдатам, которые уже давно
воюют, и «собаку на том съели».
Неплохо у Бардукова выходит изобразить этакую
беззаветную веру в Сталина, в армейский Устав, в дисциплину. Он не «дундук» бесчувственный,
но человеческие отношенияу него с
подчиненными не складываются поначалу. Мужики его нарекли «дураком», а вот
лично мне так не показалось. Он четко выполняет то, чему его учили, и пытается,
как может, в военное время обезопасить свой отряд. Посему возникают конфликты с
более опытными товарищами, которые, правда, в более низком звании.
Если Алексей
Бардуков в фильме «Мираж», прямо скажем, сыграл провально в совершенно унылом и
невнятном проекте Тиграна Кеосаяна, то тут, несмотря на гораздо более скромный
бюджет, Алексей выполнил возложенные на него режиссером Козловым задачи. Да, я
верю, что был такой молоденький лейтенант, что отличался и педантичностью, и
человечностью.
В целом же, большая
часть картины «Бой местного значения» чем-то похожа на некую пьесу, которую
играют на ограниченной сцене. В нашем случае, это деревня из нескольких изб и
сараев. Наши герои и попадают в эти неказистые постройки. А характеры у каждого
– ого-го! Кто больше всего запомнился помимо Алексея Бардукова и его младшего лейтенанта.
Рядовой Стряпухин (Николай Добрынин) - балагур и
бабник, обманщик, не гнушающийся сбором трофеев с мертвых фрицев, вроде бы
неприятен по человеческим понятиям. Но актер Николай Добрынин, который сыграл
Стряпухина, довольно умело вынуждает испытывать к нему симпатию. Вот такой я –
ухарь – мужик! Потом уже он проявит себя с совсем неожиданной стороны. Именно работа
Добрынина и его персонаж вносит хоть какой-то динамизм в вялотекущее
психологическое действо большой первой половины фильма.
Балагуру должно быть хорошо в праздник. А так
как действие происходит 31-го декабря 1943-го, под Новый Год, усталые солдаты,
понятное дело, допускают послабление воинской дисциплины. А именно, пытаются
радоваться жизни в мерзлых снегах зимней деревни. Тут будет и любовь, горячая,
пылкая (естественно, у балагура). А будет и тихая, даже платоническая, но
честно говоря, плохо прописанная авторами любовь юного командира. Будут звучать
тосты за победу, будут танцы, патефон и извечное русское похмелье. Кто-то мечтает,
как после треклятой войны поедет с семьей в Гагры и пишет о том письмо домой.
Вообще, фильм
поначалу кажется очень простым. Домашний такой. Вот храпит мужик, зараза, так
это весьма по-русски «приглушить» его, накинув на лицо шапку-ушанку. Причем,
чем там человек будет дышать мало волнует гуляющих товарищей. Ничего,
как-нибудь разберется сам нарушитель тишины. Льется много самогона, рисуется
вереницы новых надежд, и немало радости. Но вместо аспирина на 1-ое января в
Лютики входит рота немецких диверсантов. Похмелье будет тяжкое. Нет,
смертельное. Эти заразы фрицы испортили русским праздник. А это тоже не
прощается…
Образом дородной русской женщины стала в
картине племянница деда Настя, в исполнении актрисы Кристины Бабушкиной. Думаю,
здесь режиссер Алексей Козлов попал в точку с выбором. Настоящая «кровь с
молоком»! Душевная славянская сила дремлет в ней. Так и хочется сказать:
«Знойная женщина – мечта поэта!». Но, как может она любить бескорыстно,
по–бабьи, так и когда придет время постоять за Родину, Настя не стушуется. Мне
показалось, что именно Кристина Бабушкина внесла в ткань фильма ощущение
женственности. Воюющей женственности.
Остальные персонажи
сложно чем-то выделить. Мало сцен у них было, может быть поэтому. Напомню, что
довольно долго фильм оставляет ощущение «варености» повествования, но в
концовке «Бой местного значения» прямо-таки взрывается каскадом экшна. Не знаю,
почему финальная часть вышла такая сжатая. И, опять же, на одном съемочном
пятачке. Здесь в развязке, уже воюют все: и дед – «сто лет», и солдаты с обеих
сторон, и бабы простые, и девушки набожные. Кто вилами, кто пулеметом, кто
молитвой.
И итогом той
маленькой войны местного значения в милой деревушке Лютики стало то, что
железнодорожный мост - стоит! Для наших наступающих войск сохранили его бойцы
молоденького лейтенанта Андрея. Они, бойцы, это ж наши деды! Наши же женщины. А
цена, как часто это бывает на войне, экстремально высока…
Фильм «Бой местного
значения» несмотря на некоторую натянутость, болотистость, если хотите, я посмотрел без сожаления. Хорошо прописанные
персонажи, характеры, весьма манящие наши российские пейзажи. Прямо в деревню
захотелось!
Я по десятибалльной шкале поставил бы картине 7 из 10 безо
всяких вопросов.