Давеча я стоял на остановке в районе метро Братиславская в
Москве и глядел на расписание отправления автобуса №10. Что сказать? Расписание
висело на месте, подходило время, когда должен появиться был и сам автобус...
Так изначально задумывалось, наверное. Причем на конечной остановке, на площадке
для автобусов, я видел бок 10-ки. Бок не двигался. Даже когда пришло время выезжать
с места стоянки согласно расписанию, бок
продолжал пребывать в застывшем состоянии. Прошло уже и 10, и 15 минут со
времени, указанного в расписании отправления автобуса № 10, но ничего не
изменилось. Прибавилось пассажиров на остановке, но не автобусов. В итоге до
точки назначения мне пришлось ехать на маршрутке.
Осенью я стоял на
конечной остановке автобуса в Праге. Мой путь лежал в Вену. От автовокзала
автобус на столицу Австрии отходит ровно по расписанию. У меня время
отправления было указано в билете на 8-00 утра, в автобусе я сидел уже в 7-46 и
ждал отъезда. Водитель пересчитывал билеты. В 7-58 он завел двигатель. Но не
тронулся даже в 7-59. И только когда большие
электронные часы показали восьмерку и два нуля, тогда мы тронулись. Ни
на минуту раньше положенного срока по расписанию, ни на минуту позже.
Потом я не раз ездил на общественном транспорте
непосредственно в самой Праге. Там если указано, что автобус № 136, например,
будет на остановке в 17-38, то люди идут именно к этому времени и именно в
17-38 бок автобуса появляется из-за поворота. Можно рассчитывать свое время, не
опаздывая на деловые и личные свидания, можно планировать свой день. Бок
автобуса обязательно появится в нужное время, а не будет дразнить
переминающихся пассажиров с ноги на ногу, как в Москве. Автобусы в Европе ходят
СТРОГО по расписанию. Отправляясь автобусом из Праги в Вену самостоятельно,
следует помнить об этом.
И вот, мы покидаем
Прагу на обычном рейсовом автобусе Прага- Вена. Пейзажи по дороге в Вену захватывают своей
умильностью. Чистенькие буренки лопают чистенькую же травку. Местные
животноводы скручивают траву для корма скоту в прикольные огромные катушки,
которые затем обвязывают сетками. Кажется, что сейчас выскочит невероятно
огромный кот и начнет эти катушки из травы гонять по чистому полю, великанской
лапой поддевая и подкидывая травяные катушки. По дороге из Праги в Вену на турист видит, что у чехов не пропадает ни пяди
земли. Все вдоль дорого и дальше чем-то засеяно. Сельское хозяйство здесь
поддерживается повсеместно.
Овцы ходят толпами.
Я не имею ввиду сельских девушек (местные грубые парни так иногда их называют), а такие вот мохнатые бочонки с бессмысленным
выражением глаз.
Дорога сама по себе весьма извилиста и в поворотах
пассажиров бросает то в одну сторону, то в другую. Справа от меня сидел чернокожий
выходец из Африки, очевидно, и он вез в сумке на полу кучу бутылок. На одном из
поворотов все содержимое сумки вылетело в сторону прохода, и прямо водителю под
ноги посыпалась текила, вино красное, вино белое, пластиковые бутылки с пепси…
Так что даже в Европе
мужики, даже чернокожие, не прочь выпить спиртного. Правда, водки среди
выпавших бутылок я не заметил, но по-русски только и выдохнул ругательство про
такую-то мать. Пассажиры, да и водитель, к их чести, и слова не плохого не сказали.
Меня это поразило. А как же полить грязью вот так, по-нашему, нерадивого парня,
что не удержал свою ручную кладь? Но водитель хранил молчание, хотя и было видно,
что он раздражен, та как бутылки чуть не разбились. Если бы это приключилось,
то тогда красное вино залило только что пропылесосенный ковер на днище кузова.
У нас в России тогда виновного заставили бы физиономией все вытирать, а для
достоверности и устрашения помахали монтировкой перед носом. А тут европеец не
выказал никаких эмоций. Так что если не хотите летать по автобусу, как бутылки
чернокожего, прячьте вещи под сиденья покрепче и подальше. Плюс дорога реально
извилиста и немного может укачать и принять антигистаминное средство или
таблеточку против укачивания - это может быть весьма пользительным.
Важно знать: дорога Прага
– Вена проходит по территории Европы, а не Индии, а в Европе теперь принято
пристегивать ремни безопасности в любом случае. Даже если вы передвигаетесь в
комфортабельном автобусе. Безопасность превыше всего! Скоро, наверное, в Европе
введут обязательное пристегивание к унитазу во время отправления естественных
надобностей. А что? Писали в новостях Интернета, что в Италии престарелая
женщина упала с унитаза на твердый пол и сильно ударилась. Спасти старушку не
удалось. В нашем случае, туалет в международном
автобусе Прага-Вена тоже есть, но выпасть в проход с него весьма проблематично.
А вот коли полиция надумает остановить автобус на предмет проверки правил
перевозки пассажиров и документов, то штраф в 40 евро гарантирован. Пристегивайте
ремни безопасности! Здесь не только встает вопрос сохранения личных средств.
Если какая авария, не дай Бог, приключится, то здоровье не вернешь и не
прикупишь запчастей к телу ни в каком магазине.
Когда въезжаешь на
территорию Австрии удивляет то, что эта маленькая страна не является заметным мировым
производителем вина. Но площади под виноградом огромны! Причем местные
земледельцы чередуют культуры: небольшое поле подсолнечника сменяет
виноградное. Затем идет отрезок силоса. Потом пшеница. Потом большие поля с
тыквой, дыней и т.д.
При поездке по Австрии обратите внимания на огромных птеродактилей.
Они высятся над землей и машут своими крыльями. Только их назначение не сожрать
двуногих существ, а дать им тепло и свет. Это миниэлектростанции, что работают
на энергии ветра, действительно походят на древних ящеров. У австрийцев и у
немцев я такое видел не раз, когда силы природы работают на благо человека.
Даже ветер дает им свет и тепло. Ветряные электростанции с огромными лопастями,
похожими на крылья, запоминаются надолго. Это еще одна достопримечательность
маленького путешествия по маршруту Прага-Вена на обычном международном
европейском автобусе при самостоятельном передвижении по Европе.
Я пару лет назад писал о путешествии из Петербурга в Москву
по трасс Е-95. О мертвых деревнях, где только старухи доживают свой век. О
перекошенных деревянных домах вдоль
трассы, что соединяет две столицы России. В тех домах выдавлены стекла, черные
остовы выбитых оконных рам напоминают бойницы разрушенных древних крепостей. Брошенные
людьми жилища часто используются в качестве туалета для пассажиров и водителей
проезжающих мимо машин. Вымершие черные деревни подобны бездомным умирающим
псам.
В Австрии же въезд даже в обычную деревню может охраняться
милыми львами. Почти что живыми. Ну, каменными, но очень реалистичными. Каждый
домик в австрийской деревне – просто как игрушечка. Его хочется положить себе
на ладонь и дунуть. Авось, развалится. Здесь люди и правительство ценит свое
село и быть в нем, жить, приятно и удобно.
Но вот наш обычный рейсовый автобус
подбирается к столице Австрии. Въезд в Вену представляет собой широкую, ровную,
четырехполосную магистраль и по ней
едешь без задержек. А как вспомнишь, что творится при подъезде к МКАД, так сразу дрожь пробирает. Вот в Вене
и главная телебашня похожа на нашу останкинскую даже внешне, и тоннели автомобильные
такие же, только как-то так они – австрияки- все придумали и рассчитали, что
машины и люди в них ЕДУТ.
Через пару-тройку
дней, побыв в Вене, можно возвращаться, если надобно, в Прагу обратно. Есть
маленькая закавыка, как найти автобус на столицу Чехии, да и вообще любой международный, на
автовокзале Вены «Элдберг». Это же и одноименная станция метро по желтой ветке
венского метрополитена (всего веток метро Вены 5 штук). Так вот приехав на
станцию «Эльдберг» и придя на автовокзал, можно поразиться удивительному
логистическому решению властей города: крупнейший международный автовокзал
расположен прямо под огромным мостом! Даже здания вокзала, к какому мы
привыкли, и того нет, есть некий миниофис. Самое неудобное, что никаких платформ со
световыми табло над ними тоже нет (кроме одного единственного с указанием
отправлений напротив автобусов), и откуда и куда идет автобус непонятно.
Приходится бегать, как зайчик-попрыгайчик от автобуса к автобусу и орать: «Бас
то Праг?» (в переводе с английского «автобус до Праги?»).
Чудно, но тут надобно было опустить глаза и обратить свой взор НА ЗЕМЛЮ! Оказывается,
что номера платформ, да и сами очертания платформ, написаны и нарисованы прямо
на асфальте белой краской, как в каком-нибудь захудалом Урюпинске! А ведь Вена
– столица некогда могущественной Австрийской Империи. Почему такой непрезентабельный
автовокзал в столь крупной столице богатого государства я не знаю. Как бы то ни
было, глядите под ноги, а на небольшом экране напротив автобусов, над входом в
мини офис, где еще нужно пройти верификацию билета и личности (об этом чуть
позже) вы увидите, на какую платформу
будет подан автобус до Праги. Как только на бегущей строке появилось сообщение,
например, что автобус до Праги отправляется во столько-то с платформы «В»,
скажем, то тут же кажите взгляд вниз, на асфальт, и ищите рисованную белой
краской букву - платформу «В».
Пару слов о
процессе верификации личности пассажира и билета. Если билет у вас на руках, то
перед тем, как сесть в автобус на Прагу, следует пройти в миниофис для РЕГИСТРАЦИИ
билета и предъявления паспорта. В нашем
случае – заграничного РФ. Сразу совет: чтобы там не говорили, ВСЕГДА при самостоятельном
путешествии при себе носите паспорт с шенгенской визой. Его проверяют и на
границе пересечения автобуса с Германией (это тема уже отдельного очерка),
проверяет иногда и полиция, и в гостинице он нужен, и вот на автовокзале Вены в
частности - тоже. Просто если не зарегистрироваться на рейс перед отправкой
автобуса, водитель может и имеет право НЕ ДОПУСТИТЬ не верифицированного (не зарегистрированного)
пассажира в салон, несмотря на то, что билет у вас на руках. Нужен еще особый штампик,
который и ставится на стойки регистрации билета.
Водитель автобуса сам,
как правило, покажет и даже чуток проводит до данной стойки. Минутное дело, но
пройти эту процедуру необходимо. В нашем автобусе водитель был словаком. Так он
как узнал, что я из Москвы, даже пытался поговорить со мной по-русски. Он
пыжился, вспоминал слова. Словакия ведь раньше была частью ЧССР и русский язык
в школах ЧССР тех лет был обязательным предметом. Учитывая, что на вид водителю
лет 55, он когда-то учил русский язык и теперь вот пытался со мной поговорить.
Правда, не очень удачно, я так и не понял, почему он назвал мой билет «сваным».
Так и сказал с жутким акцентом «сваный». Наверное, он имел в виду какое-то свое
слово, я же еле сдерживался, чтобы не расхохотаться ему в лицо. А ведь он был
ко мне очень доброжелателен! И кстати, считал от одного до десяти по-русски
очень здорово. Почему он упорно называл мой билет «сваным» так и осталось нашей
австрийской тайной.
Скажу еще пару слов
для самостоятельного туриста о гостиницах в Вене. Они ДЕШЕВЛЕ московских, это
точно. Бюджетный (если нет никаких праздников) номер стоит где-то 55 евро на
двоих сутки. Двухместный номер! Когда я ночевал там пару ночей, был какой-то
большой конгресс научный в Вене, и мест было мало, да и цены поднялись на
размещение. Через Интернет найти гостиницы в Вене – не проблема, пишешь им
краткое письмо, а то и звонишь (все на ресепшен говорят по-английски). Только
выбирай! Я лично платил за одноместный номер 64 евро/сутки. А вот проезд на
городском транспорте РЕАЛЬНО дороже стоит, чем в Москве и любом другом городе
России. В Метро действует система повременной оплаты. Впрочем, чем больше
ходишь по Вене пешком, тем лучше делается город в твоих глазах, и, топая на
своих двоих можно не только узнавать иной мир, но и сэкономить немного.
Резюме: отбыв в
Вену из Праги самостоятельно, вы столкнетесь и с дивными красотами за окном, и
с искренней улыбкой стюардессы (как их называют здесь я не знаю… Билетерши,
наверное. Но они же и чай принесут, и колу, и свежие газеты). Плюс реально есть
возможность познакомиться с пассажирками и пассажирами, а по-английски здесь
говорят ОЧЕНЬ многие, это не Италия. Наконец, глядя в окно обычного рейсового автобуса
на маршруте Прага-Вена, вы удивитесь, что ДВИГАТЬСЯ сотни километров можно без
пробок, что просто нереально уже представить у нас. Итак, турист, вперед в
Прагу, а оттуда на обычном рейсовом автобусе в Австрию!
(Михаил Берсенев, Москва)
|