Не ходила бы ты, Красная шапочка, в темный лес одна гулять. Не ходила бы ты маленькая Леночка одна к большой страшной собаке. Не ходили бы вы мужики по борделям. Там свои опасности. Но и Большие Чувства!
Мюзикл «Растратчики» в Московском театре Мюзикла на метро Багратионовская оказался произведением, который, мне кажется, именно сильной половине человечества понравится особенно. Почему не женщинам?
А потому, что именно женская часть актерского ансамбля мюзикла особенно восхитительна и разнопланова. Восхитительные точеные ножки в ажурных колготах, которыми они взмывают высоко вверх, дарят отличное визуальное чувство, что, конечно, не остается незамеченным мужской частью зрителей. Не все их спутницы могут похвастаться такой же растяжкой и формами.
При просмотре иногда складывается впечатление, что гимнастки, или артистки некоего цирка выступают на сцене Театра мюзикла. А может быть, они и есть настоящие спортсменки? Как бы то ни было, женская часть мюзикла «Растратчики» - самый восхитительный тренд. Поэтому мюзикл этот все-таки больше взрослое представление.
А вот тема в работе затронута во многом мужская. Бытовая. Мужикам всегда хотелось «крутизны». Украсть и сбежать. Но на самом деле, этот мюзикл о Большой Любви и Истинных Ценностях. Даже декораторы позаботились о том, чтобы при взгляде на сцену возникало ощущение большого сильного чувства. Огромное сердце, которое светится миллионами огней, настраивает на любовный лад.
Что больше всего любят мужики в частности? Баня? Деньги? Машину, женщину? В принципе, историю которые нам представляют авторы мюзикла «Растратчики», банальна как сам мир: на заре советской эпохи (начало 20-х) группа советских служащих одного из банков, прихватив 12000 полновесных рублей, покинули расположение банка в Москве и двинулись кутить. По России.
Тут же было немедленно принято решение -сообразить. Сообразить что-то путное (что делать дальше) у них не получилось, поэтому «сообразили» на троих, так сказать. И на четверых. И - не раз. Как водится, когда у не богатого мужичонка появляется неожиданно много денег, он начинает этим бравировать, в надежде показать, какой он особенный, «крутой» «перец».
И тогда его замечают. Аморальные элементы общества: воры, карманники, продажная милиция и …Продажные женщины! Для последних пьяные и богатые мужчины идут по разряду «Великолепный Лох». Еще раз скажу, что гордостью мюзикла «Растратчики» являются те самые продажные женщины. Они не просто запоминаются внешне, но в их лице зритель видит, что совесть есть абсолютно в каждом индивидууме.
В человеке должно быть все прекрасно: и душа и одежда. Так говорили великие. Костюмы, что надеты на персонажей мюзикла «Растратчики» я бы назвал настоящим творением Мастера с Большой буквы. При просмотре создается ощущение некоей феерии: красные латексные яркие рубашки и белые, словно первый снег, платья. Все это наиболее четко запоминается и создается ощущение некого политического марша. Недаром коммунисты когда-то выбрали основным цветом своей символики красный! Красная петлица, красный галстук, красное знамя.
Но не только глаз радуется на этом шоу. Мюзикл «Растратчики» для зрителя несет и немалую смысловую нагрузку. Вот глядите: да, мужики выпили, у них слетели «тормоза», им захотелось жить на широкую ногу, они поддались искушению, бросив в городе свои семьи, свою любовь, и они ринулись на российские просторы. Авторы мюзикла показывает нам результат: деньги уже украдены, назад пути нет. Вернее, он есть, но возвращаться, не познав сладкой жизни, не особенно и хочется.
Герои на пути греха, искушения, пребывают в печали (странно, вроде ожидали противоположного!), но постепенно они начинают понимать, что не в деньгах, оказывается, счастье. Нужно что-то еще: в них живет ощущение неправильности того, что ими сделано и этот голос называется Совестью. Об этом они поют со сцены. Жалостливо.
Мне как зрителю жалко одного из главных персонажей Ивана Клюквина – кассира, влюбленного в дочь бухгалтера Зою. Он бросил свою любовь и умчался с деньгами покорять просторы РСФСР. Да - человек слаб - и когда на голос его совести накладывается вечный спутник горя в виде кадки водки, то жизнь в одночасье рушится окончательно, как кирпичная стена падает после мощного удара бульдозера.
Периодически алкогольный угар развеивается, и наш герой испытывает проблески прозрения. Ему страшно осознавать то, что он не по своей дороге топает. Бедолага, он и его подельники вновь попадаются различным мошенникам в сети. Многие из них весьма коварны: особенно великолепен лже-царь Николай, и этот образ сделан актером на сцене здорово, хоть и с довольно-таки мутным взглядом в придачу.
В течение всего мюзикла я, как зритель, наблюдал и падение, и рост самосознания персонажей, они как будто качались на качелях жизни, где на одной стороне – добро, на иной - зло. В конце концов, затуманенный алкоголем и растратами мозг выдает определённое благородное решение и этот момент, по-моему, один из лучших в мюзикле «Растратчики» в плане психологизма и трагизма. Речь идет о сцене, когда бухгалтер решает взять на себя всю вину за растрату, и тем самым спасти своего молодого напарника, который влюблен в его дочь.
Я вижу, как бухгалтер Прохоров стоит на сцене и есть ощущение, что зритель вместе с ним попал в яму с нечистотами (гадостное ощущение от растраты) и он - Филипп Прохоров - сам в том повинен. Всё это смотрится и слушается и оценивается очень жизненно.
Вообще, произведение Валентина Катаева (по нему снят мюзикл) довольно философская история почти столетнего розлива. И при этом все-таки мюзикл «Растратчики» - жизнеутверждающий. Как поверить в то, что в человеке, даже когда он опускается на самое дно, остается что-то высокое? То, что делает его не животным? Смотреть и слушать мюзикл «Растратчики»!
Я могу сказать, что получил большое удовольствие от просмотра этого произведения, от феерических костюмов, от всего этого воплощения яркого карнавала на сцене в смеси с интересной музыкой. Вся история показана через призму роста сознательности, совести, трансформации мировоззрения. Порядочность, и, наконец, Добро берет верх. Разве это не жизнеутверждающе?
(Михаил Берсенев, Москва)
|