При просмотре различных отечественных фильмов я еще
раз, к сожалению, убедился, что наша кинопродукция на нынешнем этапе
своего развития оставляет желать много лучшего. Конечно, можно и
необходимо российскому кинематографу делать скидку, ведь именно он еще
юн, «зелен». Однако, скидка скидкой, но то, что у нас нет даже таких не
затратных, в общем-то, но восхитительно-простых фильмов как «Красотка»
(главные роли - Джулия Робертс, Ричард Гир), говорит о том, что мы не
умеем делать даже такое кино.
Я уже не говорю о таких шедеврах кинематографа, как «Титаник»,
трилогии «Пираты Карибского моря», саге о «Чужих» и «Аватаре». Я все
думал, почему, современные отечественные фильмы смотреть не хочется.
Отчего нынешние, так сказать, «комедии» вовсе не смешны? Кто их
«обзывает» комедиями? Явно не создатели «Бриллиантовой руки».
А почему наши детективы такие скучные и вечно «распальцованные»?
Вслушайтесь, ведь у даже названия этих лент искривит лицо нормальному
зрителю. «Слепой», «Дикий», «Крутой», «Глухой» (простите - «Глухарь»).
Осталось снять еще «Косой». Не создан пока «Кривой». И почему у нас еще
никто не снял «Долбанутый»? Идею – дарю.
А наблюдая за голливудской продукцией, я заметил, что режиссеры
«Фабрики Грез» блестяще умеют создавать специфический ореол вокруг
своих картин. Один из основных плюсов их видения жизни на экране – это
лица актеров. Смотреть ту же «Красотку» в десятый раз – приятно!
Очаровательная, красивая женщина, обаятельный мужчина. Блестящие
интерьеры, сочные краски прямо таки живут своей отдельной жизнью на
экране. Вы скажете, что история героини Джулии Робертс в «Красотке»
нечасто встречается в реальной жизни.
А я выпалю в ответ: «Да и шиш с ним!» Многие обычные люди ходят и
смотрят кино, потому что алчут сказки! А значит – красоты. На то оно и
кино, чтобы хватать зрителя за шиворот и тыкать носом в красоту и
кажущуюся невероятность событий и персонажей на экране со словами: «И
такое бывает!». Суть сего метода сводится к понятию «туфелька Золушки».
Чудеса – случаются! Из грязи – в князи! Ковер-самолет – летает! Пираты
могут быть смешными и добрыми! И тогда начинаешь верить, что
невозможное - возможно. Пусть не у нас. Хотя бы в Голливуде. Красота их
кино побеждает мозг и глаз зрителя.
Возьмем тот же «Титаник». Насколько же красивая пара получилась –
Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Сказочное, невероятное, слезное
развитие событий! Юный голодранец (но - благородный!) встречает
взбалмошную девицу из «Высшего Света». Вернее, из первого класса.
Персонаж Ди Каприо выиграл билет на «Титаник» в обычные карты. Разве
такое бывает?
Как видите, в хорошем кино - да. Но не там, где правят бал «глухие»,
«слепые», «дикие», «покореженные», «крутые» и т.д. Молодые люди в
«Титанике» переживают страшные события. Герой Ди Каприо - Джек -
погибает. А Роуз (Кейт Уинслет) выжила, чтобы затем дать жизнь своим
детям и пройти жизненный путь до великих седин.
Как философски трогательно смотреть на экран! Даже очень пожилое лицо
Роуз показано красиво, в независимости от количества морщин. Лица
героев ленты, матросов, командиров корабля, даже негодяев -все излучают
обаяние, породу, благородство.
В наших же фильмах в подавляющем большинстве мы наблюдаем, прошу
прощения, рязанские «морды» некачественного разлива. В истинно
рязанских лицах нет ничего плохого, но их и так видишь каждый день
тысячами. Да и у самого автора статьи такая же рязанская физиономия! Но
- душа-то просит сказки, красоты, одухотворенности... Иных лиц, не
повседневных.
В саге «Пираты Карибского моря» герои Киры Найтли и Орландо Блума
составляют потрясающую пару. А Джек Воробей (Джонни Депп) пусть и не
красавец, но чрезвычайно обаятельный плут с ехидным лицом! В
современном же российском кинематографе, какой бы фильм случайно не
посмотри, все сплошь отталкивающие физиономии.
А ведь сидя в кинотеатре хочется попасть в другую реальность. Туда, где
красивые интерьеры, прекрасные ландшафты, обаятельные лица героев,
наконец. Всяких драм и проблем в нашей жизни и так «выше крыши»! Вот и
хочется подняться на вертолете, так сказать, выше этой самой «крыши», и
окинуть взглядом мир через магический кинескоп кинокамеры!
Но сколько не начинаешь смотреть отечественные фильмы, то ловишь себя
на желании побыстрее выключить телевизор или уйти из зрительного зала.
Хотя и надо бы поддержать отечественного производителя... Но тут есть
аналогия, может, и не совсем удачная, с ВАЗ- ом. Вроде бы и правильно
для интересов страны ездить на ВАЗ-е, да как-то не хочется, попробовав
иномарку.
Обижает меня как зрителя, что смешных лент после 1995-го года
(«Особенности национальной охоты») не выпускалось. Современные же наши
комедии смешны тем, что смеяться негде, да и незачем. Лица актеров, так
называемого комедийного плана, не способны на мимику шута, на вживление
в образ. Нет той старой советской школы создания смешных персонажей в
кино. Физиономии современных комедиантов не смешны, даже не забавны, а
вызывают лишь чувство «Как убого сыграно!».
Где современные «Приключения итальянцев в России»? Где нечто схожее с
«Бриллиантовой рукой»? А ведь в финансовом плане, то были фильмы много
дешевле, чем нынешние. Я редко хожу в кино на отечественные фильмы и
считаю, что в кинотеатрах стоит смотреть Голливуд. А наши фильмы
глядеть (если не жалко времени!) на DVD или TV. Так, чтобы поглядел
минут пятнадцать, выключил. Пошел по своим делам, перекусил. Потом –
досмотрел. Поймите, вы ничего не потеряете от подобного стиля
ознакомления с современным российским кинематографом.
Вернемся к лицам российского кино. В фильмах о ВОВ обилие лиц
рязанского типа совершенно оправдано. Война – дело грязное, не
лубочное, и увидеть в боевых действиях и в смерти, останках людей нечто
красивое весьма и весьма сложно, а часто и неуместно.
Здесь нужен особый талант. Посему я считаю самой удачной линией фильмов
нашего кинематографа – это сериалы о ВОВ. «Штрафбат», «На безымянной
высоте», «Красная капелла», «Катя» и некоторые другие. Но это сложно -
в нашей кино продукции найти что-то искристое, выделяющееся из общей
серой массы.
«Красота спасет мир!» - мощные слова великого человека, нашего
соотечественника. К сожалению, они мало относятся к современной
российской кинематографии. Красивых фильмов, с красивыми людьми, в
красивых интерьерах, с красивыми лицами, действующих в красивой истории
у нас нет. А жаль! Полагаю причина, что выбора – то у нас особого нет!
В России мало режиссеров. Михалков, Бондарчук, да Бортко.
А нужна-то мощная армия самых разноплановых режиссеров, как в
Голливуде. Сотни и сотни крупных и малых студий. Что ж, будем ждать. А
пока, перефразируя Льва Николаевича Толстого, можно заключить: «Красота
и сказка – вот что спасет отечественное кино!».