На Руси к убогим
издревле относились с жалостью. Старались их не забижать. А и, правда, что с убогого возьмешь? Важно различать
истинно убогого от надевшего маску оного. Давеча возле известного собора в
Москве я наблюдал сцену: калека, типа без ноги, при входе на территорию
монастыря просил милостыню. Ему, убогому, ясное дело подавали.
Каково же было мое удивление, когда у него
затренькал телефон и «убогий» проворно подскочил на ОБЕ ноги (вторая, очевидно,
моментально отросла) и отошел за угол. Я немало видел телефонов, но с
уверенностью скажу, что достал он из дырявых порток СМАРТФОН! Не меньше. С
таким широким экраном я знаю целую линейку недешевых аппаратов. Вот тебе
батюшка, и Юрьев День! Вот тебе и убогий...
В картине «Край» мы также будем иметь
дело с фальшивой убогой. Вернее, вынужденно фальшивой и вынужденно же убогой. И
такое бывает, если события происходят на Руси-матушке. А еще причудливости
добавляет тот факт, что российским убогим становится подданный иностранного
государства… Весьма симпатичный подданный, должен я признать по – мужски, если
отмыть и почистить с нее накипевшую таежную грязь. Тайга от автора далеко, а
вот актер ВладимирМашков
туда добрался в образе машиниста Игната. Именно Владимир сыграл своеобразную
роль Мойдодыра, сначала отмыв убогое создание, а затем снова законсервировал.
Оригинал, однако!
Да, следует
признать, что в фильме «Край» Владимир Машков и вовсе на себя не похож. Я
недавно, пару недель назад, посмотрел с ним фильм «Домовой», где он играет
киллера. Холодного, расчетливого. В «Кандагаре» - тоже его амплуа – весельчак,
раздолбай, бабник. В «Крае» же его герой Игнат – малость шибанутый на голову, как
лично мне показалось. Вскоре авторы картины дают пояснение: время действия
картины – сразу после ВОВ. Фронтовики вчерашние пашут на самых разных работах.
Игнат – машинист, и
машинист от Бога. Я не знаю, кто консультировал Владимира Машкова по управлению древними паровозами, но в картине «Край» он
лихо орудует всякими рычагами, молниеносно швыряет уголь и дрова в топку, да
еще здорово кумекает в давлениях пара, и даже в разрушении состава (в одном из важнейших
эпизодов он умудряется отодрать намертво прикрученный прибор давления). На
фронте Игнат подвергся контузии и теперь периодически у него приключаются припадки.
Припадки припадками,
а мужицкое дело Игнат знает. Как женщину у напарника увести, да мозги ей
запудрить. Но не только женщину. Еще и паровоз у коллеги также умыкнуть. Или
расколошматить. Для диалогов герой Машкова
избирает язык жестов: он сначала бьет по физиономии собеседнику, и только затем
задает и отвечает на вопросы. Контуженный, что с него взять!
Давно примечено, что у человека, которого
толпа считает немножко «не того», открывается некий «третий глаз». Способность
видеть и обнаруживать скрытые явления и предметы. Экстрасенсы ищут угнанные
машины по фото, как иголку в стоге сена. А Игнат находит заросшую рельсовую
дорогу глубоко в тайге, а на ней - паровоз! Еще довоенный. За годы порос металл
мхом.
Казалось, мертвая глыба железа, о которой все
забыли в чаще таежной. А к паровозу в довесок предлагает тайга живого человека
– одичавшую за многие годы одиночества молодую немку Эльзу (актриса Аньорка Штрехель).Что Эльза – дикая, что Игнат – дикий. Та в
него из ружья палит, а мужик не знает, то ли придушить ее, то ли любить.
А в каких видах все
это авторы снимали! Бескрайние просторы русской тайги. Как же она смотрится умильно
с экрана. А вот оказаться там в реальности – дело иное. Тайга – она ведь живая.
Медведи, рыси, волки…Игнат умудряется вдохнуть жизнь и в мертвый паровоз. Удивительно
выглядит общение двух персонажей – Игната и Эльзы. Она шпарит по-немецки, он по-русски,
и прекрасно друг дружку понимают. Дикие персонажи вместе трудятся, чтобы
выехать на паровозе на большую землю и благодаря знаниям Игната, да русскому «авось»
им это удается!
Откуда взялась
симпатичная (если отмыть) молодая немка в тайге – будет рассказано в фильме. И
это правильно, потому как, прямо скажем, я бывал в тайге и скажу, что нечасто
можно встретить там не только иностранца, но и просто человека. А тут девушка
всю войну просидела в лесной глуши. Людей не видела, дичала. Прямо скажем, что
подобный поворот сюжета авторами придуман весьма удачно. В чем его
привлекательность? В неожиданности. Странная история любви русского мужика, не
юнца, прямо скажем, и двадцатилетней немки, что как снежный человек много лет
подряд существовала вне цивилизации.
Как водится, у немки
есть неоплаченный счет: отомстить за смерть своего отца, убитого еще до войны
главным злодеем фильма –директором
лагеря по фамилии Фишман (актер Сергей Гармаш).
Что у актера Гармаш здорово
поставлено, так это глотка! В фильме «Край» он почти все время либо орет, либо приказывает.
Или все вместе – одновременно. Ох! Думаю, из актера Сергея Гармаш отличный командир бы вышел в армии. Без шуток.
Главным героям –
злодею и дикому машиниступредстоит сойтись
в напряженной сцене – схватки на паровозах. Погоня одного за другим, как я
считаю, лучшая сцена в фильме. Все мы зрители уже многое видали: авто погони, погони
на катерах, карусели на самолетах, преследование на подводных лодках. А тут –
на почерневших паровозах. Мне, как зрителю, данная новизна пришлась по душе.
Также мы видим не гламурненького Машкова
(типа упакованный киллер или рафинированный летчик), а самый что ни на есть
чумазый и бритый машинист. Весь в масле и угольной копоти. Этакий прокопченный
угорь – вот каков Машков в фильме! А
его напарница Эльза (Аньорка Штрехель)
получилась как сельдь под белым луком. И темная, и яркая одновременно.
Фильм «Край» -
история про людей. Здесь нет феерических боевых сцен с кучей падающих трупов.
Житейская, но очень необычная история. Мне работа Машкова пришлась по душе в
этом фильме. Даже язык простого мужика здесь идет Владимиру больше, чем в том
же «Домовом».
Режиссеру Алексею Учителю нужно было как-то «разрулить»
концовку. Не буду учить Учителя, как это можно сделать, но решение с некоей
амнезией от удара прибором по голове Фишмана – неправдоподобно и не «лезет ни в
какие ворота». То ли юмор, то ли фантазия, то ли просто стеб.
И еще меня поразил
бюджет. 11 млн. «убитых енотов!» Дорогие билеты покататься в тайге на
ретро-паровозе и мишку таежного поснимать! Где они там – 11 млн? Пропали в
тайге…
Но несмотря на все
минусы и несуразности фильм смотрится на оценку