В городе Сочи –
темные ночи, но светлые водители! Даже в кромешную южную тьму ездят мастерски. Говоря
о местных, сочинских водителях, я не могу не сделать этим людям комплимент. Они,
как я видел, реальные мастера вождения. Как им удается разъезжаться со
встречными машинами на очень узких горных дорогах, для меня остается загадкой.
Подчас миллиметры составляют боковой интервал, а они едут и минуют друг друга
без неприятностей. Я сам видел, как подчас колеса автомобилей, автобусов шуршат
прямо по самой бровке обочины (а там обочина это - сотня метров наклонной
поверхности горного склона).
Съездите, например,
в Малый Ахун или в деревню Ореховка. Да везде почти дорога - серпантин. Если уж
поворот, то крутой, и следует один за другим. Реально может стошнить, особенно детей.
Да еще жара. Так что, если вы приезжий с равнины - обязательно купите в аптеке
таблетки от укачивания. Местные, очевидно, привыкли к этой круговерти. Я даже
теперь могу смело предложить: если уж и посылать кого в космос, то берите
сочинца! Или сочинского водителя. Ему (или ей) эти центробежные силы – как
слону дробина. Вот у кого отменный вестибулярный аппарат! Вот кого можно
крутить-вертеть в невесомости, как цыпленка гриль на шампуре. И ничего ему не
будет!
Вообще же, несмотря
на сложности в вождении, трудность условий эксплуатации автомобильного парка,
местные шоферы не унывают. Дорожные пробки в Сочи теперь явление обычное, и вот
тут и проявляется народное творчество. В одной из маршруток я прочитал
инструкцию по объявлению пассажиром о своем намерении покинуть маршрутку,
состоящую из одного предложения: «Чем тише вы назовете свою остановку, тем
дальше ее проедете». Я не хотел разминуться со своей остановкой, поэтому, когда
мы к ней приблизились, громко гаркнул на весь салон: «У Торгового центра
притормозите!». Все пассажиры почему-то вздрогнули, водитель рявкнул сначала:
«Вау!», затем недовольно с кавказским акцентом спросил: « - Зачем так кричишь?
Я чито – глюхой?»
Я ему говорю, что
вот тут написано у вас: «Чем тише вы назовете свою остановку, тем дальше ее
проедете!». Он говорит, что все верно написано, но зачем так кричать? Зачем
людей пугать? Тогда я буквально шепотом прохлопал губами: «У Торгового центра
притормозите!». На сей раз, шофер улыбнулся и пробурчал: « - Говори громче,
дорогой!»
Мы похихикали с сочинцами, и я покинул салон маршрутки,
чтобы зашагать по проспекту и присмотреться к автопарку города. Так что, и
водители маршруток в Сочи особенные, разбитные и с юмором.
Следует заметить,
что Сочи – тот редкий регион, где почти не встретишь старых драндулетов.
Поверьте, автопарк здесь не хуже московского, почти все частные машины ухожены,
блестят на солнце. Подавляющее большинство – новые иномарки. Ржавых тарантаек
вообще не видно: они просто не вылезают, очевидно, на дорожное полотно. Реально
Сочи – динамичный, респектабельный, бурно развивающийся регион. Развитие – есть
движение и то, на чем передвигаются сочинцы в основной массе, вызывает
удовлетворение. Хорошие свежие автомобили разных марок. И еще – с самых разных
регионов! Даже с Белоруссии едут сюда отдыхающие на автомобилях.
Движение в городе
очень плотное. Дороги, повторю, очень узкие, как и везде в старых районах много
ям, выбоин. Рулить здесь тяжело, опасно. Поэтому еще хотелось бы обозначить
определенную проблему: турист неуютно себя чувствует в маршрутке или автобусе,
когда водитель едет на высокой скорости по горному серпантину. При этом
разговаривает по сотовому телефону, умудряется курить, и в итоге рулит почти
одной рукой! А ведь чуть не рассчитал, не вписался в поворот…В Сочи и
окрестностях это означает лететь под откос с огромной горы. Я понимаю, что
местные к этому привыкли – говорить за рулем по сотовому. Но приезжим (я
беседовал с отдыхающими из разных регионов России) все это кажется
дискомфортным. И более того – опасным.
И еще: я, честно
скажу, подзабыл уже, как выглядит «дядя Степа» на перекрестке с полосатой палочкой. Не очень точно помню, куда
какой жест регулировщика пропускает поток, а куда перекрывает. В Москве-то все
движение регулируется светофорами. А в Сочи я прямо с удовольствием стоял минут
двадцать, наверное, с баночкой прохладного пива и глядел, как два сотрудника
ДПС на крупном перекрестке лихо взмахивали своими полосатыми жезлами. Их руки
двигались подобно крыльям птицы в полете над Кавказом. Раз – взмах крыла-жезла,
и поток машин слева зашевелился. Еще взмах – и пешеходы потопали по зебре. Еще
несколько взмахов – и все поменялось.
Одеты сотрудники
ДПС в белоснежные сорочки и строгие темные брюки, на голове кепка типа
бейсболки, только строгая, без всяких выкрутасов. Так что, когда регулировщики
в белых рубашках машут белыми жезлами с черными полосами, то кажется, как будто
стая белых лебедей улетает на юг. А зачем этим улетать? Они и так на юге! В
Сочи! Вот поэтому они и работают тут. А ведь как подчас приятно глядеть, как
работает другой человек. А вы сами при этом сидите в тени пальмы с прохладным
пенным напитком и следите за взмахами «крыльев». Нет, я определенно советую
туристам обратить внимание на то, как работают здесь регулировщики. Это вообще
диковинка – реальный регулировщик, а тут их не просто много, а очень много.
Да, этих ребят
можно пожалеть. На жаре, в постоянном потоке машин, и все на ногах, и все в
движении. Жезлом махать несколько часов подряд – не фунт изюма слопать. К тому
же, как мы знаем, если в жару делать физические упражнения (в данном случае
махать жезлом), то в организме идет повышение внутренней температуры. Это
непременный закон. А еще на улице зной. Да, нелегко сотрудникам ГИБДД в июле на
улицах Сочи. Но благодаря и им тоже
город все же едет. Пусть с пробками, но движется. Пожелаем же ребятам стойкости
и тайком подсмотрим за их слаженной работой на перекрестках. Туристу это тоже
интересно: ведь человек отдыхает, когда видит, как трудится другой.
Мне, как туристу,
показалось, что сочинские водители и сочинские же гаишники - органичная часть
экзотического Сочи. Первых можно в космос посылать, фото вторых можно размещать
на обложках журналов, ибо их форма белоснежна и выглядят они весьма браво. Присмотритесь
к этим людям, и вы узнаете много нового о будущей олимпийской столице.
|