Рецензия на сериал "Тихий океан" Стивена Спилберга и Тома Хэнкса
Совместное
творение знаменитых голливудских фигур – Тома Хэкса и Стивена Спилберга -сериал "Тихий океан" показался мне
слишком темным. Представьте себе южную черную ночь. Ее тишину и тьму пронизывают
миллионы светлячков. В «Тихом океане» все, конечно, печальнее. Но смысл
примерно тот же: в кромешной тьме кто-то постоянно стреляет, тонкими длинными
змеями пульсируют нити трассеров. Стрельба в темноте непрерывна, какие-то взрывы,
кто в кого стреляет понять сложно.
Персонажи
матерятся, что, я считаю, не испортило фильм. Реально показано, что война - это
война где угодно, и разорванные на куски тела солдат не могут вызвать умильной поэтики
в повествовании. Да, думаю, Спилберг не просто так настоял на предельном
натурализме при съемках. Огромным ножом, с каким ходят на медведя, не меньше,
шебутной морпех лезет в рот убитого японца. Он вертит там клинком, как будто
вкручивает шуруп, и в результате вытаскивает на свет золотой зуб у убитого.
А чего, три
десятка баксов по тем временам – весьма немалые деньги. Жесткие реалии войны: победитель
получает все. Включая зубы поверженного. Даже отправление естественных
надобностей по двадцать раз на дню в виду заболеванием дифтерией - все это
часть войны. Особенно столь тяжкое расстройство актуально во влажных джунглях.
Бросается в глаза
в данной многосерийной картине, конечно же, совершенно неестественное количество
японских солдат, которых уничтожают несколько бравых американских морских
пехотинцев. Пулемет работает непрерывно, и японцы падают не просто через одного,
хотя бы, а валятся подкошенными пачками, десятками, сотнями и т.д. Мне
показалось, что уже и войны- то не должно быть, потому как столько японцев
уничтожено горсткой морпехов, что у Японии и армии уже не осталось!
Но, как водится в подобных патриотических
фильмах, враг материализуется в нескончаемых количествах чуть ли не из деревьев
джунглей. Потери же самих американцев по сравнению с врагом - смехотворны. Для
патриотического фильма подобный подход к соотношению убитых врагов и своих
бойцов оправдан, но все же в «Тихом океане» с этим делом имеется явный перебор.
Он искажает реальное восприятие зрителем событий тех лет. Впрочем, подобное
искажение свойственно американскому кинематографу военной тематики, да и российский
– не исключение. Кино ведь тоже выполняет социальный заказ общества.
Но вот что Стивену Спилбергу и Тому
Хэнксу удалось действительно хорошо показать - это мерзость войны глазами
обычного рядового. Причем авторы сделали это без пафоса, без прикрас, все равно,
что ксерокопию сняли с реальной военной картинки. Недаром сериал основан на
реальных документальных источниках с показом карт военных действий и
направлений ударов американских войск в войне с милитаристской Японией во
второй мировой войне. От столь обнаженной откровенности фильма подчас мурашки
легкой волной бегут по телу. Обыденность крови - основной
художественный рисунок «Тихого океана». Спилбергу не свойственен данный
киноязык, но и тут Стивен преуспел, ничего не скажешь.
Детям смотреть «Тихий
океан» я бы категорически не рекомендовал. Женщинам - тоже. Это жесткое реалистичное мужское кино,
для любителей настоящей военной драмы. Наблюдаются вкрапления садизма, и данное
обстоятельство следует учитывать при принятии решения о том, кому смотреть
картину.
А вот интересен
будет фильм тем, кто увлекается историей самого разного стрелкового оружия. В «Тихом
океане» зритель видит целый калейдоскоп средств убийства людей. Признаюсь,
следить именно за оружием в фильме любопытно, тем более Спилберг попытался с точностью
воссоздать для картины оружие 40-х годов прошлого века.
Удачным решением
авторов в создании многосерийного фильма «Тихий океан» я бы назвал то, что
далеко не все время повествования занимают батальные сцены, залитые кровью.
Наряду с ними нам рассказывают о маленьких солдатских слабостях, о мальчишестве
в душе новобранцев, которые на самом деле все еще сущие мальчишки! Любовная
линия одного из главных героев в Австралии, например, ложится на ткань фильма
ровно, стежок к стежку, вовсе не портя общее впечатление. Для зрителя столь
нужные боковые ходы совершенно мирной жизни делают фильм теплее, человечнее.
Да, ни одного
актерского лица из числа «суперзвездных» в «Тихом океане» нет. Все главные роли
исполняют ребята из актерского братства, но не очень известные. Они справились, но все же, было бы лучше пригласить
пусть и на некую второстепенную роль какую-либо очень известную в Голливуде
фамилию. Тем более бюджет в 120 млн.$, имена создателей - Стивен Спилберг и Том
Хэнкс - позволяли пригласить любую знаменитость! А, учитывая патриотическую
тематику «Тихого океана», его историчность, вряд ли бы авторы получили у
кого-нибудь из сторожил Голливуда отказ. Статус «звезды» придал бы фильму как
раз той самой звездности, как фешенебельному отелю на Адриатическом побережье.
Но Спилберг и Хэнкс решили обойтись без узнаваемых лиц. По мне, так это не очень
верный ход.
Еще о негативном.
Что неприятно кольнуло, так сказать, глаза в фильме «Тихий океан» -
пренебрежительное отношение авторов к противнику. Японцы серия за серией все
какие-то безликие и не особо умные солдафоны. Пушечное мясо для американских стрелков.
Именно ощущение японцев как совокупной серой массы остается в памяти после просмотра
«Тихого океана».
Полагаю, что создателям
картины следовало бы более уважительно представить врага. Придать хоть какие-то
человеческие грани. От этого бы фильм только выиграл, но пропагандистский каток
по ушам и головам зрителей и слушателей еще никто не отменял…
А вот сами американские
морпехи - иное дело. «Тихий океан» без ретуширования показывает, как меняется
психика и даже внешность человека в условиях бескомпромиссной войны. Как
солдаты сходят с ума, стреляют себе в рот, как у здорового мужика от
треволнений открывается недержание мочи - энурез, как «зеленый» новобранец даже
мечтает о том, чтобы его поскорее убили, лишь бы не лицезреть ужасы реальной
войны.
Хорошо, что авторы пригласили малоизвестного
по сравнению с голливудскими «звездами» актера Джона Седа на главную роль морского пехотинца Джона Бэсилона. Не супермена-качка, ни мастера восточных
единоборств, ни сверхчеловека. Думаю, такие они и были, те морпехи, что умирали
в джунглях в боях с японцами. Умирали не только в боях. От болезней, от тоски,
от отчаяния, от укусов насекомых, от несчастных случаев.
В целом многосерийному
фильму «Тихий океан» свойственна спилберговская масштабность. Эпизоды штурма островов
американцами, когда атака идет с воды (корабли морпехов), с земли (пехота), с воздуха
(авиация) на японские позиции делает как бы трехмерную модель изображения,
хотя, конечно, «Тихий океан» не тот фильм, чтобы его трансформировать в формат
3D. Хотя я уверен, что в этом случае
«Тихий океан» был бы местами великолепен.
Оценка
целенаправленно мужской боевой саги «Тихий океан»:
8 из 10
Но с оговоркой:
еще раз напомню, что смотреть детям и женщинам данное произведение я не
рекомендую.